Софья Дымшиц, Надежда Таршис
"Ревизор" в Классической гимназии
Уже без малого четверть века в 610-ой классической гимназии существует театральная студия. Она играет существенную роль в жизни школы: большая часть учеников гимназии становится ее актерами, а иногда учителя и выпускники участвуют в спектаклях. Студия наследует школе Бориса Понизовского – режиссера, теоретика, философа, чье наследие до сих пор осмысляется (совсем недавно в Шереметевском дворце была выставка, посвящённая этой значительной фигуре ленинградского андеграунда). Руководят студией ученица Понизовского Елена Вензель и преподаватель литературы Елена Грачева.
В этом году Театральная студия поставила «Ревизора» Гоголя, что, в общем-то, для этого театра неожиданно (хотя были и «Вишнёвый сад» Чехова, и «Дом Бернарды Альбы» Лорки): всё же обычно литературным материалом спектакля становится какой-нибудь текст с большим количеством героев, например, сборник сказок, или несколько французских фарсов, или трактат философа Феофраста о людских характерах, или даже словарь Даля: каждый актер должен получить хотя бы относительно значительную роль.
Не только материал оказался нетипичен: режиссёры изменили привычный зал с делением на зрительный зал и сцену, поделив пространство вдоль – на два узких "рукава": один, амфитеатр, – зрительный зал, второй – сцена. Из-за подобного решения сцена приобрела неожиданный рельеф – появилась возможность использовать окна с жалюзи – этакие альковы, а порой и порталы - в тот Петербург, из которого в конце и является настоящий Ревизор. Волшебное, многоуровневое пространство вплотную приближено к зрителям. К тому же, поскольку раздел пространства проходит и сквозь бывший зал, – посередине площадка для игры вздымается вверх. Это создало целый ряд смыслов: образ «вертикали власти» стал буквальным.
Главное же, этот «Ревизор» пропитан атмосферой гоголевской фантастики и фантасмагории - от Унтер-офицерши, которая, нацепив на голову подушку-треуголку, превращается в Наполеона, до бесконечного потока шестиклассников, которые здесь то крысы, то зайцы, то клопы, то взятки – мелкие, вертлявые ужасы и вожделения персонажей, несущиеся в одном потоке неведомо куда.
Обычно спектакли Студии, при всей их целостности, выстраиваются так, чтобы каждого актёра открыть как «мини-звезду»: у каждого свое, хоть и маленькое, соло. Часто случается, что на одну роль делается два состава, иногда одна и та же роль делится между двумя актёрами. Режиссёрская концепция учитывает эту необходимость – надо, чтобы каждый получил роль, а детей много. В «Ревизоре» же подобный прием-необходимость создает невероятный и пугающий эффект. Вначале Хлестаков (вернее, ревизор) предстает в буквальном смысле слова призраком – пустым сюртуком, который проносится над головами испуганных чиновников. Затем он, наконец, появляется во плоти – майка, джинсы, черные очки; на фоне около-исторических, пусть и с ироническим акцентом, костюмов это производит эффект. Ведь он, как-никак, из Петербурга (заветный город и далеко, и близко одновременно – стоит протянуть руку, и вот он буквально за окном). Но одним Хлестаковым спектакль не ограничивается - в этом «Ревизоре» Хлестаков бесконечен – и может быть где угодно, и каким угодно. Одного актера сменяет другой (однако джинсы, майка и черные очки никуда не исчезают), затем третий… Все разные, все одинаковые – наглые щуплые хвастливые мальчишки (Михаил Цукерман и Ярослав Сайгин). Вершиной перевоплощений становится последнее: третьего и четвертого Хлестакова играют братья близнецы (Артем и Григорий Ивановы), что придет всему двойничеству совсем уже какой-то непонятный и страшный смысл – перед нами герой не просто предстает в разных лицах, эти разные лица вновь сливаются в одно.
Городничего здесь играет один актёр - Влад Брусокас, но уже на роли его жены и дочки назначено по четыре исполнительницы, передающих по ходу действия друг другу эстафету вздорного апломба, тщетной суеты, чудесного игрового драйва при этом.
Среди чудесного многоголосия в окружении Городничего нельзя не упомянуть ударный дуэт Бобчинского и Добчинского. А утрированный, точно по Гоголю, эпизод, где Бобчинский (Юра Каганер) просит Хлестакова упомянуть о его существовании самому царю, буквально протанцован и пропет, стал незабываемым.
В этом спектакле есть свой Арлекин! Слуга Хлестакова - под стать своему господину. Осип здесь один, и он-то именно и становится центром спектакля. Игнат Якупов поразительно точно создает образ хитреца-слуги, знакомого еще по античным героям, но при этом есть в нем что-то очень гоголевское – он занимает собою все пространство, он груб, хитер и простоват одновременно, он пляшет вприсядку, поет народные песни. И вокал, и художественный свист принадлежат в спектакле Осипу. Этот соловей-разбойник обаятелен и комичен, но и жуток, он напоминает Эдека из «Танго» Мрожека.
В "Ревизоре" задействовано более сорока человек. При этом постановка производит целостное, сильное впечатление, с сквозной музыкальной темой композитора Александра Кнайфеля.
«Ревизор» Вензель и Грачевой, Енбековой шагает далеко за наше снисходительное стереотипное отношение к школьному театру, это полномасштабный, серьезный спектакль со сложной сценографией, выразительными актерскими работами, мощным и сложным режиссерским языком. На пороге четвертьвекового юбилея творчески существует Театральная студия при классической гимназии на Петроградской стороне, сюда протоптали дорожку не только друзья и родные гимназистов, но и критики и режиссёры, знающие, что здесь можно увидеть подлинный театр; к сожалению, огромная работа всякий раз увенчивается несколькими (буквально тремя!) показами, но не сказать об этом явлении нельзя.